Трагедия умного человека

В шестом сезоне «Доктора Хауса» есть одна замечательная серия – «Счастье в неведении». Поступает к ним пациент, невероятно одаренный, с IQ 178 (это гораздо выше среднего). Но жить ему с этим айкью и всей своей одаренностью очень тяжело, поскольку все вокруг кажутся идиотами. Он совершает попытку суицида, попадает в больницу, его накачивают обезболивающими, и вдруг он понимает, как хорошо быть… не таким умным. И далее, чтобы поддерживать состояние отупения, необходимое для счастья, герой много лет каждый день накачивается сиропом от кашля, а для нейтрализации побочных действий сиропа каждый вечер выпивает ровно глоток водки. Доктор Хаус всю эту схему раскрывает, но главное, что меня тогда заинтересовало — эта сложность, даже трагедия умного героя в несовершенном мире.

Любой умный человек (читай: думающий, любопытный, внимательный) подтвердит, что быть таковым действительно непросто – ты замечаешь больше, и лучше видишь, насколько эта реальность уступает тому, какой бы она могла быть. Сложнее найти себе компанию и пару — пожелания выше, потребности более сложные. Тонкую наблюдательность и цепкий ум не проведешь — приходится прикладывать больше усилий, если хочешь устроиться в жизни комфортно.

Однако есть в этой истории один нюанс. Дело в том, что быть умным и много думать – это совсем не тождественные вещи. И что еще хуже – много думать можно с совершенно бесполезным эффектом. Например, наши мыслительные способности можно использовать для таких прекрасных вещей:
— думать о звездах, душе, бесконечности вселенной и тайне времени
— придумывать для себя интересные дела
— придумывать способы, как хорошо ладить с разными людьми
— решать сложные задачки (от «как работать меньше, а зарабатывать больше» до «как прокормить детей Африки»)
— создавать воображаемые миры
— играть со словами
— играть с людьми
(список можно дополнять)

Но есть другие, часто используемые способы задействовать наш восхитительный думательный аппарат, венец многотысячелетней эволюции. Прямо говоря, способы довольно кощунственные:

— поддерживать свод странных, нелепых и неудобных для жизни правил (то, что в гештальт-терапии называют «непереваренными» интроектами: «тарелка должна остаться чистой», при этом «женщина должна быть худой», «мужчина не плачет», «не хвастайся — сглазят», «не жалуйся — нечего сор из избы выносить» и вообще, «не верь, не бойся, не проси»)
— создавать новые неудобные правила («больше никогда не буду верить мужчинам», «больше никогда не позволю себе быть слабой»…)
— думать и анализировать, вместо того, чтобы чувствовать и жить («ну да, вот он сказал, что любит меня, а с каким лицом он это сказал – с таким лицом обычно такое не говорят, и вообще, зная о его прошлых отношениях, я уверена, он неспособен любить…» или «ой, как я зла, но злится же нехорошо, это наверное оттого, что у меня недостаточно равновесия энергии инь с энергией янь, и с чего бы это мне вообще злится…»)
— старательно рисовать реалистичные картинки неудачного развития событий («это у меня не получится, вот тут я обязательно облажаюсь, а сюда и соваться не нужно»)
— разрушать, обесценивать и смешивать с землей то, что дорого и мило сердцу («да, мне нравится эта работа, но блин, вот Машка в три раза больше получает, а я лузер… мужчина ничего, симпатичный, только вот одеваться не умеет, и говорит с ошибками, ну как можно с таким встречаться ну позорище ведь, какой ужас»)
— заниматься критикой всего подряд, как хобби

(тут тоже, думаю, каждый может дополнить)

То есть сами свои умственные способности обращаем себе во вред. Иначе не скажешь — печалька. Как если бы нам каждому вручили при рождении по отличнейшему микроскопу, а мы этими микроскопами потом всю жизнь били себя по головам. И окружающих тоже.

Хорошая новость — «заезженную пластинку» можно останавливать.

Есть прекрасное в своей простоте упражнение: садимся удобно, смотрим в стену или в окно, и расслабляем мышцы лица, особенно – щек, так, чтобы нижняя челюсть свободно свесилась вниз. И сидим. Можно и стоять, и лежать – по ситуации. Да, выражения лица очень тупое. Но, парадоксально — жить становится как-то приятнее. Можете проверить — как только в голову полезут мысли, челюсть сразу же подберется. Возвращаемся к щекам, расслабляем их — челюсть отвисает, голова приятно пустеет. Сидишь себе, смотришь, что происходит. Очень умным хорошо бы такое проделывать три раза в день, после еды. Помогает лучше сиропа, и побочных эффектов никаких.

Есть еще такое заблуждение, что психотерапия — это когда очень умно. Когда я обратила внимание одной клиентки, что она, кажется, очень неудобно сидит, вся навытяжку, она удивилась — «ну неприлично ведь у психолога сидеть, развалившись». Как раз очень прилично! Именно в кабинете у психолога можно наконец-то расслабить челюсть, сесть удобно, и вспомнить, как это — дышать полной грудью, плакать, хохотать, орать матом и швыряться предметами от ярости. А мозг, который освобождают от необходимости анализировать и сдерживать каждый жизненный порыв, начинает заниматься своим прямым предназначением — творческим приспособлением к нашей нелегкой реальности.

В качестве практической иллюстрации к этому тексту, предлагаю вам оторваться на минутку от монитора, подойти к ближайшему окну и посмотреть немножко на облака. И расслабить челюсть)

p8-_9Ez5-Do

© Наталья Трушина, психолог-консультант, психотерапевт

Читайте также по этой теме

Читать

О решениях и как мы их принимаем

Читать

Техника психологической безопасности в соцсетях

Facebook, Вконтакте, Instagram - как полистать ленту и не впасть в депрессию? Ученые доказывают, что не так вредны соцсети, как наши шаблоны поведения в них.

Читать

Прокрастинация — как с ней бороться?

Постоянно откладываете дела «на потом»? Эта статья для вас. Ее прочтение поможет с чистой совестью не начинать работу еще минут 10:)